Аят дня
"Аллах.. Нет бога, кроме Него, вечно Живого, Сущего. Его не постигнут ни сон, ни дремота. Ему принадлежит все, что в небесах и на земле"
(2:255)Задать вопрос
Важные даты
с 26 на 27 Февраля 2025 г.:
Ночь Исра и Мирадж - ночное путешествие Пророка из Мекки в Иерусалим, и вознесение его на Седьмое небо.
с 6 на 7 Января 2025 г:
Ночь Рагаиб (в канун первой пятницы месяца Раджаб)
с 13 на 14 Февраля 2025 г.:
Ночь Бараат - срединная ночь месяца Шаабан
Во имя Аллаха, Милостивого, Милосердного!
Транскрипция:
Бисмилляхи ррахмани ррахим.
1. Лям Йакуниль-Лязина Кафару Мин Ахлиль-Китаби Уаль-Мушрикина Мунфаккина Хатта Та`тийахумуль-Бэйина.
2. Расулюм-минаЛлахи Йатлю Сухуфаам Мутаххара.
3. Фиха Кутубун Каййима.
4. Уа Ма Тафарракаль-Лязина Утуль-Китаба Илля Мим Ба`ди Ма Джа`атхумуль-Баййина.
5. Уа Ма Умиру Илля Лийа`будуЛлаха Мухлисына Ляхуд-Дина Хунафа`а Уа Йукымус-Салята Уа Йу`туз-Закята Уа Залика Динуль-Каййима.
6. Инналь-Лязина Кафару Мин Ахлиль-Китаби Уаль-Мушрикина Фи Нари Джаханнама Халидина Фиха Уля ика Хум Шарруль-Барийа.
7. Инналь-Лязина Аману Уа `Амилюс-Салихати Уляика Хум Хайруль-Барийа.
8. Джаза`ухум ында Раббихим Джаннату `Аднин Таджри Мин Тахтихаль-Анхару Халидина Фиха Абадаа РадийаЛлаху `Анхум Уа Раду `Анх Залика Лиман Хашийа Рабба.
Перевод смысла:
1. Неверующие из числа людей Писания [иудеев и христиан], а также язычники не освободились [от безбожия и язычества], пока не пришло к ним явное доказательство (знамение) [заключительный Божий посланник].
2. Посланник от Аллаха читает [им вслух] очищенные [от дьявольских и людских вмешательств, искажений] страницы [то есть текст Писания, читаемые Пророком по памяти].
3. На них [на этих страницах рассказано о] знамениях (положениях) правильных [справедливых и мудрых].
4. И не разделились люди Писания на разные [спорящие между собой] группы, кроме как после того, как пришло к ним явное доказательство [очевидное знамение в лице заключительного Божьего посланника и того, с чем он пришёл].
5. А велено им было лишь (1) поклоняться Аллаху, Ему Одному, являясь верующим [сердцем] в Бога, (2) выстаивать [обязательную] молитву, (3) выплачивать милостыню (закят). И это – правильная религия [золотая середина].
6. Поистине, неверующие из числа людей Писания, а также язычники [окажутся после Судного Дня] в огне Ада навечно [если так и не уверуют в Бога и в истинность миссии заключительного Божьего посланника]. Они [оказавшиеся в итоге в Аду] – худшие из творений [Господа].
7. Несомненно, уверовавшие, а также совершавшие благодеяния являются лучшими из творений [Господа].
8. Их воздаяние у Господа – райские сады ‘Адна (Эдема) [вечные сады], возле которых текут реки. Они там навечно, навсегда. Господь доволен ими, и они довольны Им. Это [такой неописуемый прекрасный итог земных стараний] для тех, кто испытывал трепет перед Богом.
В начале суры Создатель говорит о том, что люди Писания, к каковым относятся иудеи и христиане, а также язычники, отказавшиеся уверовать в Аллаха, не расстались с неверием и невежеством до тех пор, пока к ним не явилось Ясное знамение, под которым подразумевается Заключительный Посланник Всевышнего Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха). Он был послан к людям с увещеванием от Господа миров, читал по памяти строки Священного Писания, в которых содержится истина от их Творца.
Далее Господь напоминает, что те, кому было даровано Писание (здесь подразумеваются иудеи и христиане) разошлись во мнениях после того, как к ним пришла весть, что Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха) является заключительным Его Посланником. И что послан он Господом ко всем людям, о чем было сказано во всех Писаниях, доведенных Всевышним до человечества. А им следовало быть едиными в искреннем поклонении Аллаху и соблюдении всех предписаний истинной религии.
В аятах «Аль-Бэйина» сказано также о том, что люди Писания, а также многобожники, отказавшиеся уверовать в Единого Творца и Его Посланника – Пророка Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха), окажутся в огне Ада и понесут суровое наказание. Те же, кто уверовал и совершал благие деяния, обретут награду от Всевышнего и будут, по воле Аллаха, введены в Рай, где располагаются сады Эдема, в которых текут чистейшие реки. Люди благочестивые будут находиться там вечно. Они заслужили довольство своего Создателя, за что их будет ожидать заслуженная награда. Таков удел тех, кто боится наказания Всевышнего и искренне соблюдает предписания истинной религии.
Для чего мусульмане приносят в жертву животных во время праздника?
Однажды, будучи в Мекке, пророк Ибрахим (алейхиссалям) увидел сон, в котором Аллах велел ему принести в жертву сына. Сон повторился три раза - 8-го, 9-го, 10-го числа месяца зуль-хиджа. Поняв, что это именно повеление Всевышнего Аллаха, а не сон от Шайтана, Ибрахим (алейхиссалям) сказал жене Хаджар, что направляется за дровами. Он приказал своему сыну Исмаилу взять верёвку и нож, и тот, исполнив это, последовал за ним.
Иблис, увидев твёрдое намерение Ибрахима, явился к матери Исмаила в облике человека и спросил её: «Куда отправились Ибрахим с сыном?» Она ответила, что они отправились за дровами. Иблис сказал ей, что Ибрахим намеревается зарезать Исмаила, но она не поверила. Далее Иблис подошёл к Исмаилу, и спросил куда они идут. Тот твёрдо ответил, что они идут резать курбан (совершать жертвоприношение). Иблис спросил, знает ли он, кого принесут в жертву. Исмаил сказал, что не знает. «Твой отец на горе будет резать тебя!» - сказал Иблис. «А почему отец решил принести в жертву меня?» - спросил Исмаил. Тот ответил, что это повеление Аллаха. «Если таково повеление, то я готов быть жертвой ради Аллаха» - произнёс Исмаил.
Иблис потерял надежду и, оставив Исмаила, решил испытать Ибрахима. «Куда идёшь?» - спросил Иблис. А Ибрахим в ответ проклял его и прогнал, но тот бежал за ним следом и всячески преграждал путь. Ибрахим стал юросать в Иблиса по 7 камней (от этого в последствии пошло бросание камней во время хаджа). Затем Ибрахим сказал сыну: «Мы здесь для того, чтобы принести тебя в жертву, подчиняясь воле Аллаха». «Отец мой, выполни повеление Всевышнего Аллаха. В этом ты найдёшь моё смирение и терпение» - промолвил Исмаил.
После этого Ибрахим уложил сына на правый бок. Исмаил попросил на прощание передать любимой матери слова искренней любви и уважения. Попрощавшись с сыном, Ибрахим взял нож и провёл им по шее Исмаила, но нож по воле Всевышнего даже не оставил следа на шее. Потом Исмаил сказал отцу: «Может тебе трудно видеть моё лицо? Режь без жалости». Но как бы Ибрахим не старался, нож отказывался резать.
В этот самый момент ангел Джабраил привёл из Рая барашка со словами: «О Ибрахим, ты доказал свою верность. Ты показал всем, что ты верен Аллаху. Остановись! Теперь нет нужды приносить в жертву Исмаила. Этот баран кормился в Раю 40 лет. А сейчас он ниспослан тебе, чтобы ты принёс его в жертву вместо сына.»
С тех пор мусульмане всего мира ежегодно приносят в жертву барана, раздавая мясо малоимущим и родственникам. Этот обряд обязателен для каждого обеспеченного мусульманина. Праздник этот получил название Курбан-байрам.
Какие требования к жертвенному животному?
Мнение богословов едино в том, что жертвенными животными могут быть верблюды, буйволы, быки или коровы, а также бараны, овцы и козы. Возраст: верблюды — пять лет и более; буйволы, быки и коровы — два года и более; бараны, овцы и козы в возрасте года и старше.
Изъяны, наличие которых делает недопустимым принесение животного в жертву: слепота на один глаз или оба; излишняя худоба; хромота, при которой животное не может самостоятельно дойти до места принесения в жертву; отсутствие большей части глаза, уха или хвоста; отсутствие зубов.
Изъяны, наличие которых допустимо: рога отсутствуют с рождения или частично сломаны; кастрированность.
Во имя Аллаха, Милостивого, Милосердного!
2:285
Перевод смысла:
«Посланник и верующие уверовали в то, что ниспослано ему от Господа. Все они уверовали в Аллаха, Его ангелов, Его Писания и Его посланников. Они говорят: «Мы не делаем различий между Его посланниками». Они говорят: «Слушаем и повинуемся! Твоего прощения мы просим, Господь наш, и к Тебе предстоит прибытие».
2:286
Перевод смысла:
«Аллах не возлагает на человека сверх его возможностей. Ему достанется то, что он приобрел, и против него будет то, что он приобрел. Господь наш! Не наказывай нас, если мы позабыли или ошиблись. Господь наш! Не возлагай на нас бремя, которое Ты возложил на наших предшественников. Господь наш! Не обременяй нас тем, что нам не под силу. Будь снисходителен к нам! Прости нас и помилуй! Ты — наш Покровитель. Помоги же нам одержать верх над неверующими людьми».
Транскрипция двух последних аятов суры «Аль-Бакара»:
«Ааманар-расулю бимээ унзиля илейхи мир-раббихи валь-му’минуун, куллюн аамана билляхи ва маляяикятихи ва кутубихи ва русулихи, ляя нуфаррику бэйна ахадим-мир-русулих, ва каалюю сэми’на ва ата’на, гуфранакя раббанаа ва иляйкяль-масыыр. Ляя юкаллифул-лаху нэфсэн илляя вус’ахаа, ляхаа мээ кясэбэт ва ‘алейхээ мэктэсэбэт, раббанаа ляя туаахизнаа ин насийнаа ау ахта’наа, раббанаа ва ляя тахмиль ‘алейнаа исран кямаа хэмэльтэху ‘аляль-лязийна мин каблинаа, раббанаа ва ляя тухаммильнаа маа ляя тоокатэ лянээбих, ва’фу ‘аннаа вагфир ляна вархамнаа, энта мавлянаа фэнсурнаа ‘аляль-каумиль-кяяфириин».
До нас дошло много хадисов о достоинствах этих двух айатов. Ибн Мас'уд сообщил, что Пророк (мир ему и благословение Всевышнего) сказал:
«Любому, кто прочитал ночью два последних айата из суры Ал-Бакара. Этого будет достаточно» (Муслим).
«Тот, кто прочитает ночью последние два аята суры Аль-Бакара, будет защищен в эту ночь от пожара и других опасностей».
«Аллах завершил суру Аль-Бакара двумя аятами и мне воздал из сокровищницы, что находится под его Высочайшим Троном. Вы тоже выучите эти аяты, научите им своих жен и детей. Эти аяты можно читать и как дуа».
«Тот, кто до отхода ко сну прочитает "Амана-р-расулу", словно совершит богослужение до утра».
«Аллах дал мне суру Аль-Бакара из сокровищницы под Своим Троном. Это не было дано ни одному пророку до меня».
Али, да будет доволен им Аллах, сказал: «Про человека, который не прочитал последние три аята суры Аль-Бакара перед сном, я не могу сказать, что он умный». Умар, да будет доволен им Аллах, сказал: «Умный человек не ляжет спать, не прочитав последние аяты суры Аль-Бакара».
Абд Аллах ибн Масуд сказал: «Посланнику Аллаха в Мирадж были пожалованы три вещи: пятикратный намаз, последний аят суры Аль-Бакара и заступничество за тех, кто умер, не придав Аллаху сотоварища».
Во имя Аллаха, Милостивого, Милосердного!
Транскрипция:
Бисмилляхи ррахмани ррахим.
1. Икра Бисми Раббикял-Лязи Халяк
2. Халякаль-Инсана Мин `Аляк
3. Икра Уа Раббукяль-Экрам
4. Аллязи `Алляма Биль-Калям
5. `Аллямаль-Инсана Ма Лям Йа`лям
6. Калля Инналь-Инсана Ляйатга
7. Ар-Ра`ахустагна
8. Инна Иля Раббикар-Рудж`а
9. Ара`айталь-Лязи Йанха
10. `Абдаан Иза Салля
11. Ара`айта Ин Кана `Аляль-Худа
12. Ау Амара Бит-Такуа
13. Ара`айта Ин Каззаба Уа Тауалля
14. Алям Йа`лям БианнаЛлаха Йара
15. Калля Ляил-Лям Йантахи Лянасфа`ам Бин-Насийа
16. Насийатин Казибатин Хати`а
17. Фальйад`у Надия
18. Санад`уз-Забания
19. Калля Ля Туты`ху Уасджуд Уактариб
Перевод смысла:
1. Читай с именем Господа твоего, Который сотворил
2. Он сотворил человека из сгустка крови
3. Читай, Господь твой — Наищедрейший
4. Он научил перу [научил человека письменности]
5. научил человека тому, чего тот не знал
6. Но нет! Человек преступает границы дозволенного
7. когда не видит себя нуждающимся
8. Поистине, к Господу твоему возвращение
9. Видел ли ты того, кто мешает
10. рабу, когда тот молится?
11. А если он [молящийся Богу] на верном пути
12. и призывает к набожности?!
13. А если он [запрещающий] обвиняет во лжи [правдивого] и отворачивается [от истины]?
14. Неужели он [поспешный в своих выводах] не знал, что Аллах видит [абсолютно всё и слышит]?
15. Но нет, если он не перестанет, то Мы схватим его [в Судный День ангелы схватят его унизительно] за чуб [и потащут а Ад]
16. чуб лживый, [серьёзно] ошибающийся.
17. Пусть он зовет [на помощь] свое собрание (единомышленников).
18. Мы же [говорит Господь миров] позовем адских стражей!
19. Так нет! Не повинуйся ему, а совершай земной поклон и приближайся к Аллаху [через добрые дела и поступки].
Эта сура была первой коранической сурой, ниспосланной посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует. Она была ниспослана в самом начале его пророческой миссии, когда он ничего не знал о Коране и вере. К нему явился ангел Джибрил с посланием его Господа и велел ему читать, но Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует, отказался, оправдав свой отказ тем, что не умеет читать. Тем не менее, ангел настоял на том, чтобы он повторял вслед за ним то, что ниспослал Аллах.
Аллах особо упомянул о сотворении человека, который вначале представляет собой всего лишь сгусток крови. Господь, сотворивший человека и позаботившийся о нем, не оставил его без повелений и запретов. Он отправил к человечеству посланников и ниспослал Писания. Вот почему после повеления читать Аллах сообщил о том, что именно Он создал человека.
Его великодушие и добродетель огромны, а щедрость бесконечна, и из своего великодушия Он научил человека различным наукам.
Человек появляется на свет совершенно безграмотным, но Аллах одаряет его слухом, зрением и разумом и облегчает для него познание окружающего. Он учит его Корану и мудрости и учит тому, как обращаться с письменной тростью. Благодаря перьям и ручкам люди охраняют знания, оберегают свои права и общаются друг с другом, а письма порой даже замещают самих людей. Хвала Аллаху за то, что Он одарил Своих рабов благами, за которые Его невозможно отблагодарить сполна!
Поклоняйся своему Господу и пытайся приблизиться к Нему как во время земного поклона, так и во время других обрядов поклонения. Воистину, все они помогают человеку приблизиться к Аллаху и снискать Его благосклонность. Эта сура была ниспослана по поводу Абу Джахла – неверующего мекканца, который мешал посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, молиться и причинял ему страдания. Тем не менее, она касается всех неверующих, которые препятствуют распространению добра, и всех верующих, которым чинят препятствия нечестивцы.
Сура «ат-Тин» («Смоковница», №95)
Транскрипция:
Бисмилляхи ррахмани ррахим.
1. Ваттини ваззайтун.
2. Ватуури синиин.
3. Ва хазаль бэлэдиль-амиин.
4. Лякъад халякънааль инсэнэ фи ахсани такъвиим.
5. Фумма рададнаху асфаля саафилиин.
6. Илляль ллязина эмэнуу уа амилю ссолихэти
фэлэхум аджьрун гайру-мамнуун.
7. Фама юкяззибукя багду-биддиин.
8. АляйсАллаху биахкямиль хакимиин
Перевод смысла:
1.[Всевышний Аллах говорит] Клянусь смоковницей (инжиром) и маслиной (оливкой), плоды которых благословенны и из которых люди извлекают много пользы,
2. и клянусь горою, на которой Аллах беседовал с Мусой,
3. и этим городом - высокочтимой Меккой. Все, кто посещает этот город, признают его достоинства и высокочтимость; а кто войдёт в него, будет чувствовать себя в полной безопасности.
4. Мы сотворили человеческий род наилучшим образом, в самом совершенном виде и наделили его самыми прекрасными качествами.
5. Потом Мы понизили его ступень и обратили его в нижайшее из низших по степени, поскольку он не выполнил то, для чего он был создан - не поклонялся Аллаху,
6. за исключением тех, которые уверовали и совершали благочестивые деяния. Для них будет вечная, неиссякаемая, неизмеримая награда.
7. Почему же ты, о человек, не уверовал в воскрешение и воздаяние после того, как стали ясными доказательства Нашего могущества творить воскрешение и воздаяние.
8. Разве Аллах, который сотворил всё, что Мы перечислили тебе, не Наимудрейший из судей Своим творением и созданием?
Эта сура ниспослана в Мекке. Она состоит из 8 айатов. В ней Аллах поклялся двумя благословенными плодами и двумя святыми местами (своими творениями) в том, что Он сотворил человека в самом прекрасном виде, наделив его разумом, волей и прочими совершенными качествами. Далее в айатах говорится, что человек не использует тех способностей, которыми наделил его Аллах, чтобы поклоняться Аллаху, поэтому его ступень опустилась до самого низкого уровня, за исключением тех, которые уверовали и совершали благочестивые деяния. Для них будет неиссякаемая награда. В суре порицаются те, кто не уверовал в воскресение, несмотря на доказательства могущества Аллаха и Его мудрости.
Названия пяти обязательных намазов и их временные интервалы.
Каждый из намазов необходимо совершить в своё время, и у каждого из намазов есть свой отрезок дня, в котором его надо совершить. Всего, мусульманину предписано пять (обязательных) ежедневных намазов, каждый из которых включает в себя несколько молитвенных циклов (ракаатов)
1)«Фаджр» (утренний намаз).
Время этого намаза начинается, когда ночной мрак начинает рассеиваться и начинает светать. Заканчивается его время когда из-за горизонта показывается диск солнца, то есть во время восхода.
Количество ракаатов фаджра : 2 сунна, 2 фард.
2)«Зухр» (полуденный намаз).
Время этого намаза начинается, когда солнце выходит из зенита (своей высшей точки на небе) и начинает клониться к западу. Время
зухра длиться вплоть до наступления следующей молитвы аср.
Количество ракаатов : 4 сунна, 4 фард, 2 сунна.
3)«Аср» (послеобеденный намаз).
Время этого намаза начинается, когда тень предмета станет длиннее его самого. Заканчивается время данной молитвы с закатом солнца.
Количество ракаатов : 4 фард.
4)«Магриб» (вечерний намаз).
Время этого намаза начинается, когда солнечный диск полностью скрывается за горизонтом. Время магриба длиться вплоть до наступления молитвы иша.
Количество ракааатов : 3 фард, 2 сунна.
5)«Иша» (ночной намаз).
Время этого намаза начинается, когда на горизонте заканчивается краснота заката и наступает полная темнота. Время иша длится до начала рассвета (фаджра).
Количество ракаатов : 4 фард, 2 сунна.
Важно! Для совершения молитвы должны быть соблюдены следующие условия:
1. Человек должен быть мусульманином;
2. Он должен быть совершеннолетним (детей необходимо начинать приучать к молитве уже с семи-десяти лет);
3. Он должен находиться в здравом уме. Люди с психическими отклонениями полностью освобождены от выполнения религиозной практики;
4. Обязан соблюдать время молитвы;
5. Пребывать в состоянии ритуальной чистоты;
6. Одежда и место совершения молитвы должны быть чистыми;
7. Прикрывать аурат, то есть те части тела, которые обязательно должны быть прикрыты;
8. Обращаться лицом в сторону Мекки, где расположена Кааба (направление Киблы);
9. Должно присутствовать намерение совершить молитву (на любом языке).
УТРЕННЯЯ МОЛИТВА (Фаджр)
Утренняя молитва состоит из 2 ракяатов сунны (обязательной сунны) и 2 ракяатов фарда.
Два ракяата сунны.
1. Азан (в домашних условиях лишь желателен)
2. Ният (намерение): «Я намереваюсь выполнить два ракяата сунны утренней молитвы, делая это искренне ради Всевышнего». Произносится на любом языке. Его можно произносить вслух, но важнее душевный и сердечный настрой.
В положении стоя стопы должны быть друг от друга не расстоянии не меньше ширины четырёх пальцев руки и не более 22,5 сантиметров. Не следует очень широко расставлять ноги и смыкать их. Поза должна быть комфортной.
Затем мужчины, подняв руки на уровень ушей так, чтобы большие пальцы касались мочек (рис.1), а женщины — на уровень плеч, произносят «такбир»: «Аллаху акбар» («Аллах велик»). Мужчинам желательно при этом пальцы слегка разъединить, а женщинам — сомкнуть. После этого мужчины опускают руки на живот прямо под пупком, кладя правую руку на левую, обхватывая мизинцем и большим пальцем правой руки запястье левой (рис.2). Женщины опускают руки на грудь, кладя кисть правой руки на запястье левой.
Взгляд молящегося направлен на место, куда он опустит свое лицо во время земного поклона.
Важно! При совершении молитвы, читая соответствующие формулы, предпочтительнее шевелить губами, точнее — задействовать соответствующие органы речи. Иначе человек может начать ограничиваться мысленным чтением, в сознании, а этого недостаточно.
3. Сразу после этого читается дуа «ас-Сана» («Восхваление Всевышнего»):
«Субхаанакял-лахумма ва бихамдикь, ва табааракясмукь, ва та‘аляя джаддукь, ва ляя иляяхэ гайрукь»
(«О Аллах, Ты далек от всех недостатков, и я восхваляю Тебя. Бесконечно присутствие имени Твоего во всём, высоко величие Твое, и кроме Тебя мы никому не поклоняемся».)
После прочтения «ас-Сана» молящийся продолжает молитву со словами:
«а‘уузу бил-ляяхи минаш-шайтоони рраджиим»
Важно! Эти слова произносятся только в первом ракяате любого намаза.
Затем сразу читается сура «аль-Фатиха»:
«Бисмил-ляяхи ррахмаани ррахиим
Аль-хамду лил-ляяхи раббиль-‘аалямиин.
Ар-рахмаани ррахиим.
Мяялики яумид-диин.
Ийяякя на‘буду ва ийяякя наста‘иин.
Ихдина ссыраатоль-мустакыим.
Сыраатол-лязийна ан‘амта ‘аляйхим, гайриль-магдууби ‘аляйхим ва ляд-дооллиин». Аамиин.
Затем читается любая (короткая) сура, например, «аль-Ихляс»:
«Бисмил-ляяхи ррахмаани ррахиим. Куль хува ллааху ахад. Аллааху ссомад. Лям ялид ва лям юуляд. Ва лям якул-ляху куфуван ахад»
4. Молящийся со словами «Аллаху акбар» делает поясной поклон (рис3). При этом он кладёт кисти рук на колени ладонями вниз. Нагнувшись, выравнивает спину, голову держит на уровне спины, смотря на ступни ног или на место, куда он опустит свое лицо во время земного поклона.
Приняв это положение молящийся произносит:
«Субхаана раббияль-‘азыым» (3 раза)
(«Хвала Великому Господу моему».)
5. Молящийся возвращается в прежнее положение и, поднимаясь, говорит:
«Сами‘а ллааху ли мэн хамидэхь»
(«Слышит Всевышний того, кто восхваляет Его».)
Выпрямившись, произносит:
«Раббанаа лякяль-хамд»
(«Господь наш, лишь Тебе хвала».)
6. Молящийся со словами «Аллаху акбар» опускается для совершения земного поклона (рис.5).
Важно! Наиболее верным в совершении земного поклона является опускание 1) сначала коленей, 2) затем кистей рук, 3) а потом лица, расположив его между кистями рук и касаясь носом и лбом земли (коврика).
Расположение частей тела в земном поклоне у мужчин
При этом кончики пальцев ног должны не отрываться от земли и быть направлены в сторону киблы. Глаза должны быть открыты. Женщины прижимают грудь к коленям, а локти — к туловищу, при этом колени и ступни ног им желательно сомкнуть.
После того как молящийся принял данное положение, он говорит:
«Субхаана раббияль-а‘ляя» (3 раза)
(«Хвала Господу моему, Который превыше всего».)
7. Со словами «Аллаху акбар» молящийся поднимает голову, потом — кисти рук и, выпрямляясь, садится на левую ногу, кладя кисти рук на бедра так, чтобы кончики пальцев касались колен (рис.6) Некоторое время молящийся находится в этом положении. Необходимо заметить, что, по мнению ханафитов, во всех сидячих положениях при совершении молитвы женщины должны садиться, соединяя бедра и выводя обе ступни справа. Но это непринципиально.
Затем снова со словами «Аллаху акбар» молящийся опускается для совершения второго земного поклона и повторяет сказанное во время первого (рис.5).
8. Поднимая сначала голову, затем — руки, а потом — колени, молящийся встает, говоря «Аллаху акбар», и принимает исходное положение (рис2).
На этом заканчивается первый ракяат и начинается второй.
Во втором ракяате не читается «ас-Сана» и «а‘узу бил-ляхи минаш-шайтони рраджим». Молящийся начинает сразу с «бисмил-ляхи ррахмани ррахим» и делает все так же, как и в первом ракяате, до второго земного поклона.
9. После того как молящийся поднимается со второго земного поклона, он снова садится на левую ступню (рис.6) и читает «ташаххуд».
«Ат-тахияяту лил-ляяхи вас-салаваату ват-тойибаат,
Ас-саляяму ‘аляйкя айюхан-набийю ва рахматул-лаахи ва баракяятухь,
Ас-саляяму ‘аляйнаа ва ‘аляя ‘ибаадил-ляяхи ссаалихийн,
Ашхаду алляя иляяхэ илля ллааху ва ашхаду анна мухаммадан ‘абдуху ва расуулюхь»
(«Приветствия, молитвы и все благие дела принадлежат только Всевышнему.
Мир тебе, о Пророк, милость Божья и Его благословение.
Мир нам и благочестивым рабам Всевышнего.
Я свидетельствую, что нет бога, кроме Аллаха, и свидетельствую, что Мухаммад — раб Его и Посланник».)
Во время произнесения слов «ля иляхэ» указательный палец правой руки желательно поднять вверх, а при словах «илля ллааху» — опустить.
10. Прочитав «ташаххуд», молящийся, не меняя своего положения, произносит «салават»:
«Аллахумма салли ‘аля Мухаммадин ва ‘аля али Мухаммад. Кя-ма саллейта ‘аля Ибрахима ва ‘аля али Ибрахима инна-ка Хамидун Маджид. Аллахумма барик ‘аля Мухаммадин ва ‘аля али Мухаммад. Кя-ма баракта ‘аля Ибрахима ва ‘аля али Ибрахим инна-ка Хамидун Маджид»
(«О Аллах! Благослови Мухаммада и род его, как Ты благословил Ибрахима (Авраама) и род его.
И ниспошли благословение Мухаммаду и роду его, как Ты ниспослал благословение Ибрахиму (Аврааму) и роду его во всех мирах. Поистине, Ты — Восхваляемый, Прославляемый».)
11. Далее сразу читается дуа без поднятия рук:
«Раббанаа ээтина фид-дуньяя хасанатан ва филь-аахырати хасанатан ва кынаа ‘азаабан-наар» («Господи! Дай нам в этой и в будущей жизни благое, защити нас от мучений Ада»)
12. После этого молящийся со словами приветствия «ас-саляяму ‘аляйкум ва рахматул-лаах» («мир вам и благословение Аллаха») поворачивает голову сначала в правую сторону (рис.9), смотря на плечо, а затем, повторяя слова приветствия, — в левую (рис.10).
На этом два ракяата молитвы-сунны заканчиваются.
13. Продолжая сидеть, желательно прочитать следующее:
«Астагфируллаа, астагфируллаа, астагфируллаа»
(«Прости меня, Господи. Прости меня, Господи. Прости меня, Господи».)
Воздев руки на уровень груди, молящийся говорит:
«Аллаахумма энтэ ссаляям ва минкя ссаляям, табаарактэ яа заль-джаляяли валь-икраам» («О Аллах, Ты — мир и безопасность, и только от Тебя исходят мир и безопасность. Дай нам благословение (то есть прими выполненную нами молитву).)
Затем опускает руки, проводя ладонями по лицу.
Необходимо заметить, что во время совершения двух ракяатов сунны утренней молитвы все молитвенные формулы произносятся про себя (точнее шёпотом, шевеля губами).
Два ракяата фарда.
1. Икамат. Чтение икамата перед ракяатами фарда любой из обязательных молитв является желательным (сунна).
2. Ният (намерение): «Я намереваюсь выполнить два ракяата фарда утренней молитвы, делая это искренне ради Всевышнего».
Затем выполняются все действия, описанные выше при разъяснении двух ракяатов сунны.
Исключением является то, что сура «аль-Фатиха» и сура, читаемая после нее, здесь произносятся вслух. Если человек совершает молитву один, ему можно читать как вслух, так и про себя, но лучше вслух. Если же он является имамом в молитве, то вслух читать обязательно. Слова «а‘уузу бил-ляяхи минаш-шайтоони рраджиим. Бисмил-ляяхи ррахмаани ррахиим» произносятся про себя.
3. По окончании молитвы желательно выполнить «тасбихат».
Тасбихат (прославление Господа).
Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Кто после молитвы-намаза проговорит 33 раза «субхаанал-лаах», 33 раза «аль-хамду лил-ляях» и 33 раза «аллаху акбар», что составит число 99, равное количеству имен Господа, и после этого дополнит до ста, сказав: «Ляя иляяхэ илля ллааху вахдаху ля шариикя лях, ляхуль-мульку ва ляхуль-хамду, юхьйи ва юмииту ва хува ‘аляя кулли шайин кадиир», тому будут прощены [мелкие] погрешности, даже если число их равно количеству пены морской»
Совершение «тасбихата» относится к категории желательных действий (сунна)
- Читается аят «аль-Курси»
«А‘уузу бил-ляяхи минаш-шайтоони рраджиим. Бисмил-ляяхи ррахмаани ррахиим. Аллааху ляя иляяхя илляя хуваль-хайюль-кайюум, ляя та’хузуху синатув-валяя наум, ляхуу маа фис-самааваати ва маа филь-ард, мэн зал-лязии яшфя‘у ‘индаху илляя би изних, я‘ляму маа байна айдиихим ва маа хальфахум ва ляя юхиитуунэ би шэйим-мин ‘ильмихи илляя би маа шаа’, васи‘а курсийюху ссамааваати валь-ард, ва ляя яуудуху хифзухумаа ва хуваль-‘алийюль-‘азыим»
- Затем молящийся, перебирая на сгибах пальцев или на четках, произносит по 33 раза:
«Субхаанал-лаах» («Хвала Аллаху»);
«Аль-хамду лил-ляях» («Истинное восхваление принадлежит только Аллаху»);
«Аллааху акбар» («Аллах превыше всего»).
После чего произносится следующее ду‘а:
«Ляя иляяхэ илля ллааху вахдаху ляя шариикя лях, ляхуль-мульку ва ляхуль-хамд, юхьйи ва юмииту ва хува ‘аляя кулли шайин кадийр, ва иляйхиль-масыйр»
После этого молящийся обращается ко Всевышнему на любом языке, прося у Него всего самого наилучшего в этом и будущем мирах для себя, близких и всех верующих.
ПОЛУДЕННАЯ МОЛИТВА (Зухр)
Полуденный намаз состоит из 6 (4+2) ракяатов сунны и 4 ракяатов фарда. Порядок их выполнения следующий: четыре ракяата сунны, четыре ракяата фарда и два ракяата сунны.
Четыре ракяата сунны.
1. Азан (в домашних условиях лишь желателен)
2. Ният (намерение): «Я намереваюсь выполнить четыре ракяата сунны полуденной молитвы, делая это искренне ради Всевышнего».
Последовательность совершения первых двух ракяатов сунны молитвы Зухр аналогична порядку выполнения двух ракяатов молитвы Фаджр в п. п. 2–9.
Затем, прочитав «ташаххуд» (не произнося «салават», как во время молитвы Фаджр), молящийся совершает третий и четвертый ракяаты, которые аналогичны первому и второму. Между третьим и четвертым «ташаххуд» не читается, так как он проговаривается после каждых двух ракяатов.
Когда молящийся поднимается со второго земного поклона четвертого ракяата, он садится и читает «ташаххуд»
Прочитав его, не меняя своего положения, молящийся произносит «салават».
Дальнейший порядок соответствует п. п. 10–13, приведенным в описании утренней молитвы.
На этом четыре ракяата сунны заканчиваются.
Необходимо заметить, что во время совершения четырех ракяатов сунны полуденной молитвы все молитвенные формулы произносятся про себя.
Четыре ракяата фарда
1. Икамат
2. Ният (намерение): «Я намереваюсь совершить четыре ракяата фарда полуденной молитвы, делая это искренне ради Всевышнего».
Четыре ракяата фарда выполняются в точном соответствии с порядком выполнения четырех ракяатов сунны, описанным ранее. Исключением является лишь то, что короткие суры или аяты после суры «аль-Фатиха» в третьем и четвертом ракяатах не читаются.
Два ракяата сунны
Ният (намерение): «Я намереваюсь совершить два ракяата сунны полуденной молитвы, делая это искренне ради Всевышнего».
После этого молящийся выполняет все в той же последовательности, как это было описано при объяснении двух ракяатов сунны утренней молитвы (Фаджр).
По завершении двух ракяатов сунны и тем самым всей полуденной молитвы (Зухр), продолжая сидеть, желательно в соответствии с Сунной Пророка (да благословит его Аллах и приветствует), выполнить «тасбихат».
ПОСЛЕПОЛУДЕННАЯ МОЛИТВА (Аср)
Послеполуденный намаз состоит из 4 ракяатов фарда.
Четыре ракяата фарда
1. Азан.
2. Икамат.
3. Ният (намерение): «Я намереваюсь выполнить четыре ракяата фарда послеполуденной молитвы, делая это искренне ради Всевышнего».
Последовательность выполнения четырех ракяатов фарда молитвы Аср соответствует порядку совершения четырех ракяатов фарда полуденной молитвы (Зухр).
После намаза желательно выполнить «тасбихат», не забывая о его важности.
ВЕЧЕРНЯЯ МОЛИТВА (Магриб)
Временной промежуток данной молитвы, по сравнению с другими, наиболее короткий. Поэтому следует быть особенно внимательным к своевременности ее выполнения.
Вечерняя молитва состоит из 3 ракяатов фарда и 2 ракяатов сунны.
Три ракяата фарда
1. Азан.
2. Икамат.
3. Ният (намерение): «Я намереваюсь выполнить три ракяата фарда вечерней молитвы, делая это искренне ради Всевышнего».
Первые два ракяата фарда вечерней молитвы Магриб совершаются аналогично двум ракяатам фарда утренней молитвы (Фаджр) в п. п. 2–9.
Затем, прочитав «ташаххуд» (не произнося «салават»), молящийся поднимается и читает третий ракяат аналогично второму. Однако аят или короткая сура после «аль-Фатихи» в нем не читаются.
Когда молящийся поднимется со второго земного поклона третьего ракяата, он садится и снова читает «ташаххуд».
Затем, прочитав «ташаххуд», молящийся, не меняя своего положения, произносит «салават».
Дальнейший порядок выполнения молитвы соответствует порядку, описанному в п. п. 10–13 утренней молитвы.
На этом три ракяата фарда заканчиваются. Следует обратить внимание на то, что в первых двух ракяатах данной молитвы сура «аль-Фатиха» и сура, читаемая после нее, произносятся вслух
Два ракяата сунны
Ният (намерение): «Я намереваюсь выполнить два ракяата сунны вечерней молитвы, делая это искренне ради Всевышнего».
Эти два ракяата сунны читаются так же, как и другие два ракяата сунны любой ежедневной молитвы.
После молитвы-намаза в обычном порядке желательно выполнить «тасбихат», не забывая о его важности.
Завершив молитву, молящийся может обратиться ко Всевышнему на любом языке, прося у Него всего самого наилучшего в этом и в будущем мирах для себя и всех верующих.
НОЧНАЯ МОЛИТВА (Иша)
Ночная молитва состоит из 4 ракяатов фарда и 2 ракяатов сунны.
Четыре ракяата фарда
Последовательность совершения не отличается от порядка выполнения четырех ракяатов фарда дневной или послеполуденной молитв. Исключение составляют намерение и чтение в первых двух ее ракяатах суры «аль-Фатиха» и короткой суры вслух, как в утренней или вечерней молитвах.
Два ракяата сунны
Ракяаты сунны совершаются в порядке, соответствующем двум ракяатам сунны в других молитвах, за исключением намерения.
По завершении ночной молитвы желательно выполнить «тасбихат».
И не забывайте о высказывании пророка Мухаммада (да благословит его Господь и приветствует): «Кто после молитвы проговорит 33 раза «субхаанал-лаах», 33 раза «аль-хамду лил-ляях» и 33 раза «аллаху акбар», что составит число 99, равное количеству имен Господа, и после этого дополнит до ста, сказав: «Ляя иляяхэ илля ллааху вахдаху ля шариикя лях, ляхуль-мульку ва ляхуль-хамду, юхьйи ва юмииту ва хува ‘аляя кулли шайин кадиир», тому будут прощены [мелкие] погрешности, даже если число их равно количеству пены морской»
Малое омовение (вуду).
1. Прежде всего, необходимо иметь намерение совершить омовение с целью выполнения молитвы или просто ради нахождения в состоянии ритуальной чистоты. При этом важно иметь сокровенное намерение в сердце, но произнесение намерения вслух все же желательно.
2. Как и при выполнении любого другого богоугодного дела, верующему желательно произнести «бисмил-ляяхи ррахмани ррахим» («именем Бога, милость Которого безгранична и вечна»), тем самым прося Божьего благословения и помощи.
3. Трижды вымыть руки до запястий включительно, не забывая промыть между пальцами. При наличии кольца или перстня их следует снять или, слегка двигая, постараться, чтобы кожа под ними оказалась промыта.
4. Трижды прополоскать рот, набирая воду правой рукой.
5. Трижды промыть нос, набирая воду правой рукой и высмаркиваясь с помощью левой руки.
6. Трижды вымыть лицо. Верхняя граница лица – это место начала роста волос. Боковые границы – до ушей. Если есть борода, то желательно её дополнительно протереть.
7. Трижды вымыть руки до локтя включительно (сначала правую, затем левую). Начинать мыть нужно от пальцев.
8. Протереть мокрыми руками волосы головы (минимум 1/4 часть волос) один раз
9. После промыть руки и протереть внутреннюю и внешнюю части ушей (для женщин при этом нет необходимости вынимать серьги из ушей); лицевой (тыльной) частью рук протереть шею.
10. Трижды вымыть ступни ног до щиколоток включительно, не забывая промыть между пальцами, начиная с мизинца правой ноги и заканчивая мизинцем левой. Мыть сначала правую ступню (три раза), затем — левую (три раза).
После или в процессе омовения человек может высушить омытые части тела, воспользовавшись полотенцем.
Если на ту часть тела, которая должна быть обязательно омыта при совершении омовения, наложены гипс или водонепроницаемая повязка, то человек протирает поверх нее влажной рукой. В данном случае это засчитывается как фактическое омытие водой.
На случай крайней нехватки воды или времени можно ограничиться пунктами № 1, 6–8, 10 без трехкратного повторения.
Вода для омовения. Омовение можно совершать любой чистой водой: пресной, газированной, минерализованной и даже соленой морской. О разрешённости последнего сказано в одном из достоверных высказываний пророка Мухаммада (да благословит его Всевышний и приветствует): «Морская вода является для вас чистой и очищающей [то есть в полной мере пригодна для совершения малого (вуду’) и полного (гусль) омовений], а умершее в море [то есть все, что живет в море и умерло в нем] пригодно для употребления в пищу».
Кроме того, для омовения можно использовать снег, при условии, что он тает от тепла тела и протираемая поверхность становится мокрой (влажной).
Вода, спускающаяся с небес и проистекающая из земли, во всех формах является разрешенной для использования при совершении малого омовения (вуду’) и полного омовения (гусль).
Во время омовения водой из-под крана необходимо беречь воду, не включать сильный напор.
Причины, нарушающие малое омовение
1. Любые выделения из прямой кишки и мочеиспускательного канала.
Выход газов, дефекация, мочеиспускание; генитальные выделения у мужчин и женщин при сексуальном возбуждении и прочих физиологических процессах.
2. Кровотечение или выделение гноя.
Омовение необходимо из-за текущей крови, например, крови из носа. Одна-две капли крови не являются причиной обновлять омовение. Таково мнение большинства богословов.
Итак, вам нужно знать следующее:
1) при внутреннем кровотечении омовение не нарушается;
2) если кровь выходит наружу и ее столько, что она течет, тогда омовение нарушается;
3) если человек испачкался кровью другого человека или, к примеру, животного, то омовение не нарушается. Единственное, что нужно сделать для восстановления канонической чистоты тела или одежды, так это по мере возможности смыть кровь.
3. Рвота, заполняющая ротовую полость .
4. Потеря сознания.
5. Сон в положении лежа или опершись на что-либо; что касается полусна (дремоты) сидя, то это не нарушает состояния ритуальной чистоты.
6. Громкий смех совершеннолетнего во время выполнения молитвы.
7. Соприкосновение мужчины и женщины.
Богословы ханафитского мазхаба считают, что состояние ритуальной чистоты при случайном, непреднамеренном, без особых ощущений прикосновении мужчины к женщине (или наоборот) не нарушается.
Наиболее рациональным и оптимально отвечающим современным реалиям в этом вопросе является мнение авторитетного правоведа нашего времени, доктора Вахбы аз-Зухайли. «Я считаю, — пишет он, — что случайное прикосновение к женщине (жене и, наоборот, жены к мужу) или прикосновение, не вызывающее плотского желания, не нарушают состояния ритуальной чистоты...»
Полное омовение (гусль)
1. Намерение очиститься. Главное — это присутствие намерения в сердце.
2. Произнести «бисмил-лях» (начинаю с именем Бога).
3. Вымыть руки (до запястий).
4. Обмыть половые органы, смыть нечистоты.
5. Совершить малое омовение (вуду). Если человек стоит на месте, где собирается стекающая с него вода (например в душе), то мытье ступней ног остается напоследок.
6. Трижды омыть все тело. Начать необходимо с головы, затем омыть правое плечо, потом — левое и так далее, справа налево. В обмывание тела входит: полоскание рта, промывание носа, пупка, всего волосяного покрова и остальных частей тела, за исключением тех, мытье которых затруднено. Если для женщины полное промывание волос окажется сложным, ей достаточно полить на голову до проникновения воды к корням волос, а затем провести между волосами мокрой рукой.
Экономия воды также важна, как и при малом омовении (вуду).
Во время совершения полного омовения чтение какой-либо молитвы (дуа) порицаемо.
На случай крайней нехватки воды или времени достаточно будет омыть все части тела один раз, что является обязательным минимумом (фард) в гусле. Относительно этого богословы единодушны. Ученые-ханафиты считают, что необходимо также прополоскать рот и промыть нос.
Подавляющее большинство исламских богословов утверждает: «Полное омовение (даже минимальная обязательная его часть) включает в себя и малое, то есть оно полностью заменяет его». Это действительно даже в случае, если человек не делал намерения включить малое омовение в полное. Но если в процессе совершения полного омовения (гусль) происходит действие, нарушающее малое омовение (вуду’), тогда человек, не начиная заново, продолжает процесс полного омовения, лишь в конце обновив малое.
Верующий для своего удобства может сочетать повседневные гигиенические процедуры (например, принятие душа) с приобретением ритуальной чистоты.
В каких случаях необходимо полное омовение (гусль)
1. В случае принятия Ислама. Человек, ранее являвшийся атеистом или последователем иной религии, после принятия Ислама должен совершить полное омовение, что считается символом духовного очищения и «нового рождения».
2. Во всех случаях эякуляции (семяизвержения; преднамеренного или нет)
3. После совокупления (даже в случае лишь непосредственного соприкосновения-проникновения половых органов) (у женщин после испытанного по любым причинам оргазма).
4. После окончания менструации или послеродового периода.
Обязательным и необходимым является совершение полного омовения (если оно было нарушено) перед выполнением очередной обязательной молитвы.
“Прошу считать меня магометанином…”
Гениальный русский писатель, мыслитель, внесший огромный вклад в русскую литературу и историю. Он более известен нам как писатель. Менее известны его философские взгляды, трактаты, в которых излагаются его представления о Боге, душе, знании, любви, о смысле жизни и т.д.
Мучительные поиски смысла жизни, нравственного идеала, скрытых общих закономерностей бытия, духовный и социальный критицизм проходят через все творчество писателя. С 1870-х годов возрастает внимание к темам смерти, греха, покаяния и нравственного возрождения.
Известно, что Толстой симпатизировал учению Ислама. В молодые годы он занимался поиском религии и себя в религии и мечтал об основании новой религии Христа, очищенной от церковного христианства. Молодой писатель переписывался с муфтием Египта Мухаммадом Абдо, известным реформатором ислама и лично общался со многими татарами, как сторонниками традиционного мусульманства, так и реформаторами.
Его совершенно неординарное мышление было непонятным для российского общества. Духовные поиски привели его к переосмыслению значения церкви:
"Мир делал все что хотел, предоставляя церкви, как она умеет, поспевать за ним в своих объяснениях смысла жизни. Мир учреждал свою, во всем противную учению Христа жизнь, а церковь придумывала иносказания, по которым бы выходило, что люди, живя противно закону Христа, живут согласно с ним. И кончилось тем, что мир стал жить жизнью, которая стала хуже языческой жизни, и церковь стала не только оправдывать эту жизнь, но утверждать, что в этом-то состоит учение Христа" – пишет Толстой в Ясной Поляне в 1909 году. Естественно, что за этим последовало его «отлучение от церкви».
Дом Льва Николаевича Толстого в Ясной поляне
Высказывания Толстого с призывами к прямому следованию заповедям Ислама вызывали бурную реакцию в обществе. Окруженный непониманием Толстой писал:
«Я бы очень рад был, если бы вы были бы одной веры со мной. Вы вникните немножко в мою жизнь. Всякие успехи жизни - богатства, почестей, славы - всего этого у меня нет. Друзья мои, семейные даже, отворачиваются от меня. Одни - либералы и эстеты - считают меня сумасшедшим или слабоумным вроде Гоголя; другие - революционеры и радикалы - считают меня мистиком, болтуном: правительственные люди считают меня зловредным революционером; православные считают меня дьяволом. Признаюсь, что это тяжело мне... И потому, пожалуйста, смотрите на меня, как на доброго магометанина, тогда все будет прекрасно".
Известно, что писатель не принимал ислам открыто и не имел мусульманской практики. Одновременно с признанием себя «добрым магометанином», он был восхищен учениями Будды и Конфуция и переписывался с представителями разных вероисповеданий, такими как индуист Махатма Ганди.
И все же есть у Толстого такие исламские «моменты», которые актуальны по сей день. Русская женщина, вышедшая замуж за мусульманина, Елена Ефимовна Векилова, писала Толстому, что ее сыновья хотят принять Ислам, и спрашивала у него совета. Толстой ответил ей тогда:
«Что касается до самого предпочтения магометанства православию..., я могу только всей душой сочувствовать такому переходу. Как ни странно, это сказать, для меня, ставящего выше христианские идеалы и христианское учение в его истинном смысле, для меня не может быть никакого сомнения в том, что магометанство по своим внешним формам стоит несравненно выше церковного православия. Так что, если человеку поставлено только два выбора: держаться церковного православия или магометанства, то для всякого разумного человека не может быть сомнения в выборе и всякий предпочтет магометанство с признанием одного догмата единого Бога и Его Пророка, вместо того сложного и непонятного в богословии - Троицы, искупления, таинств, святых и их изображений, и сложных богослужений...» «Не знаю, известно ли вам и вашим сыновьям о двух известных мне учениях в магометанстве, которые стремятся к этой самой цели: освобождению высших основных истин от скрывающих их заблуждений и суеверий. Оба эти учения подвергались и подвергаются за это гонениям. Одно из этих учений — это учение бабистов, зародившееся в Персии, перешедшее в Турцию, где тоже терпело гонения и теперь сосредоточилось в сыне Бага-Улла, живущем в Акре. Учение это не признает никаких внешних форм богопочитания, считает всех людей братьями и признает только одну религию любви, общую всему человечеству. Другое учение возникло в Казани. Последователи его называют себя «божьим полком» или ваисовцами, по имени своего основателя. Эти люди также полагают сущность веры в делах любви и потому воздерживаются от участия во всех делах, противных любви, как то: податях, которые употребляются во зло, и от солдатства. Секта эта также гонима, и на днях только руководитель их был посажен в тюрьму» - пишет в том же письме Лев Толстой.
Толстой многое ценил в исламе и оставил нам высокохудожественные образы мусульман и глубокие и волнующие мысли об исламе.
Шейх-Касим Субаев писал Толстому из Казани: "Великому учителю нравственности. Я от имени всех мусульман России приношу благодарность за то, что Вы учили нас и вообще народы без различия вероисповедания и национальности. И кроме того, Вы, великий учитель жизни, трудились, описав жизнь башкир в маленьком, но ценном произведении — рассказе "Ильяс", который я перевёл и издал". Здесь упоминается ещё один из мусульманских народов России – башкиры, к которым на лечение кумысом (лошадиным молоком) ездил Толстой в 1862 году в местечко Каралык. Подчеркнём, что в зарубежных исламских странах Толстой не бывал – но лично знакомился с Исламом через кавказцев, татар и башкир. География его «исламских путешествий» - это Северный Кавказ и Астрахань, Оренбург и Башкирия, татарские поселения в Поволжье и на Пензенской земле, наконец, Крым.
Подведём итог: Толстой, не имея исламского образования и не будучи алимом-учёным, обладал знаниями и опытом сопереживания, уникальными для человека высшего света тогдашней европоцентричной России. Находясь в личном контакте со многими мусульманами, он участвовал в общем с ними духовном пробуждении на рубеже 19-20 веков, как внутри России, так и далеко за её пределами. Великий классик русской и всемирной литературы Лев Толстой был, несомненно, ханифом-единобожником и в последние годы своей земной жизни стоял на пороге Ислама.
Лев Толстой: «Убрать моё тело без заклинаний и молитв»
А знаете ли вы, что на могиле Льва Толстого, которая находиться в Тульской области в Ясной Поляне, нет креста и вообще нет ничего кроме холма, который украшен зелеными ветками и сухими листьями клена, которые приносят сюда люди?
Учение Церкви он называет "коварной и вредной ложью, собранием самых грубых суеверий и колдовства, скрывающих смысл христианского учения". Колдовством Толстой считал молитвы и церковные Таинства: "чтобы ребенок, если умрет, пошел в рай, нужно успеть помазать его маслом и выкупать с произнесением известных слов, чтобы был успех в деле или спокойное житье в новом доме, для того, чтобы хорошо родился хлеб, прекратилась засуха, для того, чтобы путешествие было благополучно, для того, чтобы излечиться от болезни, для того, чтобы облегчилось положение умершего на том свете, для всего этого и тысячи других обстоятельств есть известные заклинания, которые в известном месте и за известные приношения произносит священник".
Тем, кто возмущается отсутствием креста на могиле Толстого, писатель сам дал ответ: "Я действительно отрекся от церкви, перестал исполнять ее обряды и написал в завещании своим близким, чтобы они, когда я буду умирать, не допускали ко мне церковных служителей и мертвое мое тело убрали бы поскорей, без всяких над ним заклинаний и молитв, как убирают всякую противную и ненужную вещь, чтобы она не мешала живым".
Так сейчас выглядит могила писателя
Представителям мечети «Нур» довелось лично побывать в усадьбе Льва Николаевича Толстого в Ясной поляне. Могила писателя на самом деле расположена недалеко от дома, в котором он жил. По его просьбе он был похоронен возле оврага. Ни креста, ни камня, ни надгробных надписей мы не увидели.
Очень интересным оказалось то, что тело Толстого расположено строго перпендикулярно направлению Киблы. И в зависимости от того, с какой стороны могилы расположена голова писателя, можно судить, что не исключён тот факт, что его тело направлено правым боком в сторону Каабы. Именно таким образом проводят захоронение мусульман.
Истину знает только Всевышний.
Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), когда наступал месяц Раджаб, читал такую молитву:
«О Аллах! Благослови для нас Раджаб и Шаабан, и удостой нас месяца Рамадан.» (ибн Ханбал).
По лунному календарю месяц Раджаб является седьмым месяцем года и одним из четырех священных месяцев, именуемым, ашхуруль хурум. В этом месяце есть две благословенные ночи – ночь Рагаиб и Мирадж. Раджаб не только начинает череду трех благословенных месяцев (раджаб, ша’бан, рамазан), но одновременно является еще и одним из четырех запретных месяцев (раджаб, зуль-каада, зуль-хиджа, мухаррам), в которые Всевышний запретил войны и конфликты. Еще до прихода Ислама, арабы уделяли особое внимание месяцу Раджаб, проявляя к нему уважение. С наступлением этого месяца, мечи убирались в ножны, стрелы в колчаны, пусть и на время, прекращались все междоусобные конфликты. В это время над пустынями Аравийского полуострова воцарялись мир, безопасность и спокойствие.
Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Раджаб – месяц Аллаха, Шаабан – мой месяц, Рамадан – месяц моей уммы».
Значение слова «раджаб» особенное, оно состоит из трех букв (в арабском языке нет гласных): «р» означает — «рахмат» (милость Всевышнего), «дж» – «джурмул ‘абди» (грехи слуг Аллаха) и «б» – «бирру Ллахи Та’аля» (добро Аллаха Всевышнего).
И Аллах говорит (смысл): «О, слуги Мои, Я сделал так, чтобы грехи ваши были заключены между Моей милостью и Моим добром»
Слово «раджаб» происходит от слова «таржиб» и означает «уважение», «поклонение». Всевышний Аллах прощает грехи и дарует высокие степени тем, кто из уважения к этому месяцу держит пост и поклоняется Ему.
В одном из хадисов сообщается, что Раджаб – это название одного из Райских источников, вода которого белее молока и слаще меда, и что в день Страшного суда его воды удостоятся те, кто держал пост в этот месяц.
Поскольку посты и богослужения, совершенные в месяц Раджаб, особенно чисты и безгрешны перед Аллахом, то еще одно название этого месяца аш-шахруль мутаххар значит «месяц очищения».
Зун-нун Мисри сказал: «месяц Раджаб – месяц сева семян, Шаабан – месяц их полива, Рамадан – месяц сбора урожая благочестия и служения Аллаху, каждый пожнет то, что сам посеет. А тот, кто ничего не посеял, в месяц жатвы будет сильно сожалеть об этом».
В одном из священных хадисов сказано: «Раджаб – это месяц Аллаха, тому, кто выказал почтение к этому месяцу, Аллах также выкажет почтение в этом и ином мире».
Один из исламских ученых сказал: «Летоисчисление подобно дереву. Если месяц Раджаб – это листья дерева, то Шаабан – это его плоды, а месяц Рамадан – это собранный урожай.
Месяц Раджаб – это месяц прощения Аллаха, Шаабан – попечительства и заступничества Аллаха, а Рамадан – безграничных благодеяний Всевышнего».
Пост в месяце Раджаб
Примеры из хадисов:
«Запретными месяцами считаются Раджаб, Зуль када, Зуль хиджа и Мухаррам.»
«В запретных месяцах тем, кто постится в четверг, пятницу и субботу приписывается награда от двух лет поклонений.»
«В запретных месяцах соблюдение поста через раз считается богоугодным делом.»
«В месяце Раджаб проводи время в раскаяниях, потому что Аллах каждый день этого месяца освобождает кого-либо из Ада.»
"Пост в первый день месяца Раджаб вознаграждается, как пост за три года, пост во второй день - как за два года, пост в третий день - как за один год. Пост в остальные дни этого месяца вознаграждается прощением (малых) грехов, которые человек может совершить за месяц" (Передано в сборнике Аль-Джами'ус-Сагырь)
Причина, по которой непрерывный пост в месяце Раджаб считается нежелательным, заключается в том, чтобы не было уподобления месяцу Рамадан. Так как непрерывный пост в течение целого месяца соблюдается только в месяце Рамадан.
Ночь Рагаиб
Первая ночь с четверга на пятницу месяца Раджаба произошло бракосочетание родителей пророка Мухаммада ‑ Абдулы и Амины. По преданиям, на землю в это время спустилось огромное количество ангелов и свет пророчества перешел от Абдулы к его сыну.
Ночь Рагаиб ‑ первая в священном месяце Раджаб. В это время мусульманам желательно больше молиться, даже ночью, соблюдать пост и совершать богоугодные дела. Тогда, по убеждению верующих, милость Всевышнего многократно увеличится. За намаз, пост, милостыню и прочие верослужения, совершенные в эту ночь, воздается многократная благодать.
Эта ночь является первой ступенью на пути духовного очищения мусульман перед священным постом в месяц Рамадан и празднованием Рамадана. Каждый мусульманин серьезно обдумывает свои поступки и ту ответственность, которую несет перед семьей, родиной и народом.
Вознесение пророка (мир ему и благословение Аллаха) в ночь Мирадж
Говоря о месяце Раджаб, мы вспоминаем чудесное событие, подтверждающее истинность пророческой миссии Мухаммада — ночное путешествие Пророка из Мекки в Иерусалим и вознесение его на Седьмое небо. По мнению части мусульманских ученых, оно произошло именно в месяце Раджаб, в ночь с 26-го на 27-й день (в этом году это 23-24 апреля). В честь этого удивительного события названа 17-ая сура Священного Корана «аль-Исра», начинающаяся словами: «Свят тот, Кто перенес Своего раба, чтобы показать ему некоторые из знамений Наших, из Заповедной мечети («аль-масджид аль-харам») в мечеть Отдаленную («аль-масджид аль-акса»), окрестности которой Мы благословили. Он [Всевышний Аллах] Слышащий, Видящий»
Чудо ночного путешествия произошло в мекканский период, тогда, когда Кааба была заполнена всевозможными идолами, пред которыми ежедневно приносились жертвы и совершались обряды поклонения. Что касается Храма в Иерусалиме, то он оставался одним из центров христианства аж до периода правления второго праведного халифа Умара (да будет доволен им Аллах). Мекканский период призыва был очень тяжелым временем для Пророка и его сподвижников из-за постоянных нападок, унижений, притеснений со стороны курайшитов, особенно усилившихся после смерти его дяди, Абу Талиба и жены Хадиджи, являвшихся верной опорой и защитой.
По Божественному замыслу: «Воистину, с тяжестью — легкость. Поистине, с тяжестью — легкость» в этот тяжелый период Господь дарует Пророку Божественное чудо: в мгновение ока переносит его в сопровождении ангела Джабраила (Гавриила) из Мекки в Иерусалим, где, по воле Всевышнего, он совершает молитву в качестве имама во главе всех бывших до него пророков. Затем Посланник был вознесен на каждый из семи небесных сводов. Аллах посадил его во главе с ангелом Джабраилом на ангельское животное Бурак и пронес, словно молнию, через небеса. Проведя через все уровни, он показал Свое Божественное Господство, и, дав увидеть пребывающих на небесах каждого из пророков, являющихся его братьями, довел до самой высшей точки — «сидратуль-мунтаха» и удостоил его встречи и беседы с Собой. Всевышний в этом путешествии показал Своему любимцу все Свои прекрасные имена, проявляющиеся в Его творениях, в Божьем управлении и созидании, продемонстрировал абсолютное Господство и Божественную Заботу на каждом из уровней небес.
Целью мираджа (вознесения) было открыть пророку Мухаммаду все человеческое совершенство и удостоить всех Божественных проявлений, дать обозреть все уровни Вселенной, чтобы затем он мог приоткрыть людям некоторые тайны мира и сообщить о том, чем будет доволен Всевышний.
Будучи вознесенным на самую высокую ступень, недосягаемую даже для ангелов, пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) вернулся с особым неземным подарком — обязанностью совершать ежедневную пятикратную молитву. Все Божественные предписания были установлены на земле, лишь обязательство выполнения молитвы было вменено людям на небесах.
Молитва — это мирадж (вознесение) верующего. В молитве ежедневно каждый в состоянии духом вознестись ко Всевышнему. Ведь вставая на молитву и на какие-то мгновения отрешаясь от мирской суеты, ты трепетно взываешь к тому, Кто ближе к тебе, чем ты сам к себе, ты просишь Щедрейшего из щедрых, ты вступаешь в диалог с Властелином всего и вся. В этом диалоге речь Всевышнего — в мире сверхчувственной реальности.
Точкой отсчета календаря мусульман считает Хиджра – переселение Пророка Мухаммада (мир ему) из Мекки в Ясриб (Медина), которое состоялось в 6622 году. Исламский календарь является лунным, то есть исчисление ведется от фаз луны. Исламский лунный календарь состоит из 12 месяцев. Месяцы состоят из 29 или 30 дней в зависимости от фазы луны. Лунный месяц длится от появления одного молодого месяца до следующего, то есть 29 дней 12 часов 44 минуты 3,8 секунды, поэтому в одних месяцах 29 дней, а в других – 30.
Хадис дня
«Есть два блага, которые люди не ценят. Это — здоровье и свободное время».